Полка для икон; божница. Нъ багоунн у нас стыяли две иконы, а у иных многа икон. Х.-Ж- Коровякино. Станить пирит багоуний нъ каленки и ну малнцца. СМОЛ. Козино; ДУХ. Михеево, ХИСЛ. Б. Лызки, ШУМ. Корсики. + Даль. Ср. божник во 2 знач. БОГОВоЙ!; БОГОВоИ уГОЛ. Передний угол в избе, где висели иконы. Бъгавой угъл на видным мести в избе. ГАГ. Бъгавой угъл, где висять иконы. САФ. Л устино; И што вы там у бъгавом вугле тваритя, тн можна там булуванна! ДОР. Власово; ВЯЗ. Староселье, ДЕМ. Праники, ДУХ. Пречистое, САФ. Николо-Погорелое, СМОЛ. Столыбино, ЯРЦ. Воронцы, Татаровщина. Ср. боговый.© БОГОВоЕ ПОЛОТеНЦЕ. Полотенце, которое вешают на икону. Стирала ты бъгавоя пълатенца:' СЫЧ. Тесово. Ср. боговик во 2 знач. БОГОВойг, ая, ое. Заботливый; деловой. Сын у мяне бьгавой: заботицца аба мне и пумъгаить. СМОЛ. Быльники. Хърашо ишшы, што чылавек бъгавой пупауся. МОН. Барсуки; Капустнно, СМОЛ. Коробнно. БоГоВЫЙ, ая, ое. То же, что боговой в 1 знач. БОГоВЫЙ уЕОЛ. То же, что боговой угол. А вун то богъу угъл, ти кут. ДЕМ. Мочары. Прибири богъвый угъл. САФ. Быково. В баговым углу чистинька, светла. ЯРЦ. Попково; ВЯЗ. Староселве, ДЕМ. Пржевальское, МОН. Барсуки, Капустино, РОСЛ. Павловка, САФ. Васильевское, ф БоЕОВО МаСЛО. Масло для лампады, висевшей перед иконой. Богъва масла у лъмпаткъх пирит бъгами. СМОЛ. Бубново. т БоГОВЫ СЛЁЗКИ. Растение Dianthus сагthusianorum L., гвоздика. Галубинькин цвяточки — богъвьг слёски. ДОР. Слобода. Нъорала букет богъвых слёзък. ПОЧ. Светлое; ШУМ. + СРНЕ, 3. Ср. божьи слёзки. ф БоЕОВА КОРоВКА. Божья коровка. ВЕЛ Шумилино, ДЕМ. Кавширы, Праники, Пржевальское, Ср. буреня во 2 знач.ф БоЕОВА БОР'ОДа. Оставленные закрученными на поле овес, рожь. Сажнём ниву, на ниви аставим, бувала, клачок ауса и закрутим бъраду — богъва бърыда. Туда хлеба паложыш, штоп хлеп быу. Ета ш грех быу, если усё сажнеш: нада ш и зямле кинуть бъраду. ДЕМ. Еласково. Астыуляли богъву бъраду. РУДН. Смоляки; ЕЛЬН. + Во время жатвы ярового хлеба последняя полоса овса сожинается совсем другим порядком, как первые; эту полосу начинают жать с двух концов, и, когда в середине ее останется овса не более как на один сноп, в несжатый овес кладется целый ржаной пирог. Жницы начинают ужинать последки и соображают при этом, чтобы каждой обойти вокруг оставленного места три раза, делая в каждый обход по три среза; все жницы кладут овес в один сноп. Когда вокруг пирога останется немного овса, хозяйка подходит и рукавом курты начинает овес скручивать, махая рукою все направо, пирог при этом вынимает, а на скрученный овес кладет камень и приговаривает: «Вот тебе, боженька, на бороду: это приспори, а на лето еще народи». Последний нажатый сноп долгое время не связывается, т. к. по нем участвующие в жатве девушки гадают: разбегаются со стороны и хватает каждая себе по горсти овса, а потом и смотрят, у кого оказалось овса больше, — та и выйдет замуж за богатого жениха. Удовлетворив свое любопытство касательно выхода замуж, девушки складывают расхваченный ими овес на прежнее место и связывают сноп. ПОРЕЧ. Ма мошки, Добров. 1914. ©■ БоЕОВЫ ОНуЧИ. Тонкие блины из пшеничной муки на молоке с яй
Дадатковыя словы
борода, нъбрала, стыялй
9 👁