Словарь смоленских говоров (1974). Выпуск 1. А-Б. А. І. Іванова

 ◀  / 314  ▶ 
цаии. Ета у чистый читверх, пирит Паскую, пякуть блины и гаворють, што Исусу Христу анучн. ВЯЗ. Кайдаково. + Готовы аночи... пекут в день Вознесения; в этот денв, по существующему у белорусов повервю, клады выходят из земли просушитвся, но их никто не видит, взятв не может Добров. 1914. БОГОГЛаС, а. м. Книга церковного пения. Далв. См. богогласник в 1 знач. БОГОГЛаСНИК, а, м. Устар. 1. То же, что богоглас. Далв. 2. Певчий в церкви. Тяперв-та ужу так ни завуть, а раныиы бъгыгласникъми звали, хто пяетв у церкви. ПОЧ. Киселевка. БОГОДаННЫЙ, ая, ое. 1. То же, что богданный в 1 знач. А ён у ей бъгыданный, биз батвки радиусл. ДЕМ. Мочары; СМОЛ. Пилнчки, СЫЧ. 2. Устар. То же, что богданный во 2 знач. Бъгыданный радитиль—свёкър ти свякрова. Пътаму, богъм данвг. ГАГ. Карманово; Х.-Ж. Игоревская. + 1918, СРНГ, 3. БОГОМаЗ, а, м. О художнике, занимающемся живописью. Етн бъгымазы (студешы худграфа). каждый гот сюды приижжаютв. ЯРЦ Каменка. БОГОМОЛЬЕ, я, с Обряд, символизирующий заключение брачного договора. «Поглядииы или богомолве на свадвбе». 1905, СРНГ, 3. БОГОМоЛ ЬНЯ, и, ж. Устар. Церковь, молельня. Нъ вяликии празники хадилн у бъгамольню малицца. ДОР. Шульгино; ВЯЗ. Хмельники, ДЕМ. Пржевальское, ДОР. Лыткино, ДУХ. Кузьмичино, ЕЛЬН. Теренино, РОСЛ. Павловка, САФ. Васильевское, ХИСЛ. Б. Лызки, Х.-Ж. Орлово, ЯРЦ. Шокино. БОГОНоС, а, м. Устар. Человек, который раньше носил икону за священником во время обхода по домам на святой неделе. Раньшый бъганосы были, а тяперь н богу ня верють. ДЕМ. Мочары. Хадилн пахресники, бъганосъми нъзывались. Икону носють полную пъсхальную ниделю. СЫЧ. Тесово; ВЯЗ. Хмельники, ДОР. Мнхайловка, МОН. Барсуки, Капустнно, ПОЧ. Даньково, РУДН. Стволино, СМОЛ. Гущнно, Тягловшина. + В течение святой недели приходские священники ходят с образами по деревням; образа носят богоносы — мужики, бабы и девушки, большей частью по обету, данно: му за исцеление болезни или избавление от других бед. Деревня, заслышав пение богоносов, встречает их; в имении, где есть господский дом, образа несут прямо на барский двор; по окончании там молебствия отправляются по крестьянским избам. В каждой избе служат молебен, и после оного образа устанавливаются в переднем углу, а священник с причтом и богоносы садятся к накрытому столу отведать хозяйской хлеба-соли. Посидев за столом и поблагодарив хозяина и хозяйку за угощение, встают, поднимают образа с пением: «Христос воскресе» и выходят из избы, напутствуемые благословением н благодарностью хозяев. Добров. 1914. БОГОСЛоВИТЬ, влю, вишь, несов., неперех. Пустословить, надоедать разговорами. Апять ты нъчинаиш бъгасловить, луччи и што-нибуть рыскызау. СМОЛ. Коробино. БОДай, межд. Выражает проклятие, пожелание кому-либо гибели, всего дурного; пусть, чтобы. СМОЛ. Даль. Бадай етыга ... парвала яго усё луння. СМОЛ. Добров. 1914, стр. 333. Ср. богдай в 1 знач
Нават дробная праўка будзе карыснай. Не стаўце знак націску, каб слова лепш знаходзілася праз пошук.
5 👁
 ◀  / 314  ▶