ІУ нами есть много такихъ даровитыхъ, которые на всякое событіе, іа всякій случай, веселый, спорный, печальный— вдругъ приводятъ пословицу кстати, какъ будто они нарочно изучали ихъ, какъ учащіеся Латинскому языку выучиваютъ наизусть дистихи Ватоновы. Въ Бѣлорусскихъ пословицахъ много есть намекающихъ на историческіе факты, какъ-то: Мсциславъ не одного сциснувъ. Шейну войну поиниць. Батура собачча натура. Кепско коло Витэпскі, а у Ворша еще горши, и другіе. Изъ этого можно заключить, что существованіе многихъ пословицъ Бѣлорусскихъ простирается чревъ нѣсколько вѣковъ. Яснѣйшимъ доказательствомъ того могутъ служить даже и не историческія, упомянутыя въ вѣстовыхъ отпискахъ Оршанскаго старосты Филона Бинты въ Троцкому отъ 1 іюня и 5 августа 1674 года. (См. Акты Западной Россіи Т. Ш, Ій 48, стр. 171, столб. 2; стр. 172, столб. 2 и стр. 174, столб. 1 и 2) *). Бѣлорусскія пословицы живутъ въ устахъ не одного впрочемъ простонародья. Ихъ употребляютъ шляхта или околичные дворяне, сельское православное духовенство, мѣщане по городамъ и мѣстечкамъ: чиновники изъ Бѣлоруссовъ и самые польскіе помѣщики не только въ говорѣ съ крестьянами, но даже и въ кругу своемъ, вставляютъ часто въ польскую рѣчь бѣлорусскую пословицу подлинникомъ. Бѣлорусскія пословицы, съ отдаленной древности, переходя изъ *) Пословицы эти такъ выражены: Боли утопнлп, топоръ давал, а выплывши ни топорища, стр. 171. (Якъ ретов&лп топоръ давал, а выретовалн, а пп топорища). Хронаго волка за лисицу стало: (Отанець хронаго вовнѣ за лисицу). Тал баба на двое ворожила. Танъ же. (На двое бабка ворожила), Якъ доробило лихо, прорѣжутсл и зубы, стр. 172. (Якъ доробнць лихо, прорѣжуцца fi зубы). Мы отъ воротъ, а онъ дырою вонъ. (Ты отъ воротъ, а бвъ черезъ плотъ). И наши не хочуч и но воду ■ о иду. (И каши ве хочу и по воду во хожу). Ожогвінся на холоцѣ, воі ѣл на воду дуть. (Обварившись на нолоцѣ и на воду студзншь), стр. 174. Digitized by L j O O Q l e
18 👁